30 марта 2016

Компания продолжает активно выкупать акции с рынка, на текущий момент во free-float’е осталось менее 10%, из-за чего уровень листинга может быть понижен с первого до третьего. По правилам биржи это случится, если в течение шести месяцев подряд объем находящихся в свободном обращении обыкновенных акций будет на 2,5% ниже требуемого объема в 10%.  В этом случае пенсионные фонды не смогут держать эту бумагу в своих портфелях, что несомненно повлечет распродажи крупных объемов и снижение стоимости акций на бирже. С одной стороны, подобные ограничения регуляторного характера, которые оказывают, как правило, краткосрочное, но сильное давление на бумаги – это подарок для спекулянта, поскольку это позволяет купить фундаментально привлекательную компанию за хорошие деньги. С другой стороны, это ночной кошмар для стратегических инвесторов компании (а акционеров Уралкалия, которые до сих пор держат свои бумаги, можно отнести именно к этой категории), которым приходится терпеть значительные просадки капитала и надеяться на то, что акции восстановятся в цене.

Весь ужас для акций Уралкалия в данном случае состоит в том, что акции могут и не восстановиться в силу ряда причин. В первую очередь, Уралкалий активно привлекает деньги из всех доступных источников - в основном кредитных (кредитные линии в Сбербанке; деньги, полученные под выкупленные акции у ВТБ). Фактически собственный капитал компании ужимается, долг растет, рейтинговые агентства видят основания для пересмотра рейтинга - все это делает бумагу куда менее интересной. Тем не менее, пока акции компании находятся в залоге по РЕПО, компания не заинтересована в снижении их стоимости, поскольку кредитор в случае значительной просадки попросит довнести залог, так что пока компания не решила как погасить выкупленные акции, их цена в относительной безопасности, но вот после погашения я бы не была уже так уверена в этом.  Помимо этого, ликвидность в акциях компании уже значительно сократилась и, похоже, эта тенденция будет продолжаться и далее в ходе программы выкупа (в крайнем случае – до тех пор, пока компания не решит окончательно уйти с биржи).  Опасность держания неликвидных акций состоит в том что, во-первых, они более волатильные, т.е. оценка капитала может сильно колебаться и далеко не все инвесторы готовы с этим мириться, во-вторых, продать большой объем в рынок становится весьма проблематично. Последним и, наверное, самым значимым аргументом против держания этих акций можно отметить отсутствие текущего дохода в виде дивидендов, причем компания может не платить дивиденды сколь угодно долго даже несмотря на наличие свободного денежного потока; это будет вполне согласовываться с политикой выкупа – чем меньше платим, тем больше предъявляют к выкупу, тем меньше акционеров, тем больше вероятность сделать компанию частной.

Технически в операционной деятельности компании почти ничего не поменялось – даже после аварии на руднике компания продолжает наращивать рублевые прибыли, получать неплохую маржу и генерировать свободный денежный поток. Однако заинтересованность некоторых мажоритариев в том, чтобы акции компании выглядели непривлекательно, действительно делает их непривлекательными в перспективе как минимум ближайших месяцев, как максимум – ближайших лет.

Ирина Первушина

Перейти к списку новостей

Последние новости

18 апреля 2024 Режим работы Пермской фондовой компании и Московской биржи в период майских праздников

22 марта 2024 Банк России утвердил дробление акций «Норникеля»

22 февраля 2024 С 1 марта 2024 года вступает в действие новая редакция Регламента оказания услуг на рынке ценных бумаг и срочном рынке

07 февраля 2024 Уведомление в связи с открытием и ведением индивидуальных инвестиционных счетов после 01.01.2024